• Спілка об’єднань громадян «Всеукраїнська Федерація Споживачів «ПУЛЬС»
  • Наша оцінка
  • Центр Споживчих Ініціатив

Дніпропетровська обласна асоціація споживачів, захисту прав вкладників і акціонерів (ДАП)

  
Адреса:  49038 м. Дніпропетровськ, пр. Маркса, 94а
Контакти:  (056) 267-25-40, 744-34-93; 713 -67-97 (ф)
Контактна особа:  Дубовий Григорій Ілліч
E-mail:  consumers_dnepr@ukr.net
Сайт організації:  www.consumers-dnepr.com.ua
Тип організації:  Громадські організації споживачів
Регіон діяльності:  обласна


Обласна громадська організація «Дніпропетровська асоціація споживачів, захисту прав вкладників та акціонерів» (ДАС) – є неприбутковою громадською організацією, яка об ' єднує як окремих громадян, так і ряд організацій аналогічного напрямку діяльності, що ставлять за мету захист прав та інтересів громадян.

Об'єднання створено Конференцією громадян в грудні 1992 року і набуло статус юридичної особи після реєстрації статуту в Управлінні юстиції Дніпропетровської облдержадміністрації 28.05.93 р., реєстраційний № 9. Налічує в своему складі 1 8 колективних та 6500 індивідуальних членів.

Основна мета асоціації - навчити споживача бути активним, перетворити його з пасивного підзахисного в активного захисника своїх прав.

За роки свого існування ДАС зосереджувалала свої зусилля на трьох головних напрямках: юридичному, інформаціонно-освітньому та експертному.

Юридична служба асоціації - Правова Колегія - протягом всього часу існування організації надає безкоштовну щоденну правову допомогу громадянам, включаючи захист та представництво їх інтересів у судах. Цього сьогодні не робить жодна громадська організація області, навіть профспілки. За ці роки юристами ДАС надана кваліфікована допомога майже 3 тисячам громадян Дніпропетровська та інших міст області. Виграно 285 справ в судах. Досягнуто 487 досудових вирішень конфліктів між споживачами та окремими підприємствами, органами державної влади.

Інформаційно-освітня діяльність з 1992 по 1997 рік здійснювалася шляхом видання власних газет “Без ілюзій” та “Адвокат споживача”. За їх допомогою членам асоціації, які передплачували ці видання, подавалася інформація про споживчі експертизи товарів та послуг, надавалися доречні юридичні консультації з питань захисту їх прав.

Зараз, за браком коштів, ця діяльність здіснюється шляхом розповсюдження прес-релізів для засобів масової інформації, та індивідуальної консультаційної допомоги, щомісячними телевізійними консультаційними випусками.

Експертна діяльність спрямова на своєчасне інформування громадян про якість товарів, що надходять у продаж, та послуг, якими можна скористатися в містах, наближених до споживача.

Вагомими є результати співпраці з правозахисними організаціями за межами області. ДАС входить до складу і є офіційним представником Української асоціації споживачів в Дніпропетровському регіоні. Підтримуються постійні контакти з Міжнародною Конфедерацією об'єднань споживачів (КонфОП). Така співпраця дозволяє вчасно доносити до споживачів - членів ДАС - інформацію про неякісні товари та послуги, некоректну поведінку різноманітних транснаціональних фірм і корпорацій, дає можливість проводити колективні міжнародні заходи тощо.

Постійно співпрацює ДАС і з місцевими правозахисними організаціями, деякі, навіть, виявили бажання увійти до складу асоціації на правах колективних членів. Це Дніпропетровська міська асоціація споживачів, Дніпропетровська міська Спілка споживачів, Дніпропетровська міська асоціація захисту прав споживачів житлово-комунальних послуг, 9 Комітетів захисту прав ошукуваних вкладників, 6 житлово-будівельних кооперативів (ЖБК), інші. Загалом асоціація охоплює споживачів таких важливих регіонів в межах області як Дніпродзержинськ, Жовті Води, Новомосковськ, Павлоград, Нікополь, Орджонікідзе, Марганець, Синельниково, Підгороднє.

Джерелом фінансування діяльності організації є членські внески індивідуальних та колективних членів. Майже 6500 громадян виявили бажання написати заяви про вступ до асоціації. Решта користується допомогою наших спеціалістів в разі необхідності і відповідно до вимог Закону України «Про захист прав споживачів» складає невизначене коло громадян, інтереси яких представляє наша громадська організація в державних і громадських органах Дніпропетровської області, а також в судах.

В штаті ДАС перебуває лише 6 працівників. Решта співпрацює з асоціацією на громадських засадах.

При сприянні Української асоціації споживачів та Міжнародного фонду «Відродження» було підготовлено 37 просвітницьких телепрограм з питань захисту прав споживачів.

Особливою увагою споживачів користу вався телевізійний журнал "Адвокат", який виходив в складі нашої асоціації в 2002-2003 році на грантові кошти посольства ЯСША в україні і зазнав визнання не тільки серед населення, а й серед професіоналів, неодноразово ставав переможцем Всеукраїнських професійних конкурсів, і добре відомий як у країнах Східної так і Західної Європи.

Крім того, здійнено 6 46 публікацій в місцевій пресі та окремих виступів в на телебаченні нащих спеціалістів. Видано 7 буклетів з різних питань захисту прав споживачів.

Оскільки споживачами товарів та послуг врешті-решт є всі громадяни, то пов'язані з асоціацією споживачів інтереси і права більшості мають характер універсальних загальнолюдських цінностей, які значно вищі від політичних та кон'юктурних інтересів окремих соціальних груп та політичних партій.

Акции ассоциации в интересах неопределенного круга потребителей:

1. По факту организации в Днепропетровске работы троллейбусов в режиме маршрутного такси в соответствии с Решением Исполкома Днепропетровского горсовета от 20.06.96 г. № 918 “Об организации работы троллейбусов в режиме маршрутного такси"

В соответствии с Решением Исполкома Днепропетровского горсовета от 20.06.96 г. № 918 “Об организации работы троллейбусов в режиме маршрутного такси" в первых числах августа 1996 года – время введения гривни - городское коммунальное предприятие “Днепрогорэлектротранс” 10 процентов поодвижного состава троллейбусного парка официально “выпустило” на улицы Днепропетровска для работы в режиме “троллейбусов-такси”. Однако, как потом выяснилось, практически на маршрутах “курсировало” до 50 процентов таких машин. Диво состоялось за счет “самодеятельности” троллейбусных депо и отдельных продвинутых экипажей из водителя и кондуктора, которые уже на маршрутах подменяли обычные трафаретки на дорогие их сердцу с указанием “троллебус-такси”. Разница в выручке, естественно, шла не в кассу предприятия и далее в муниципальный бюджет, а в карманы ловкачей, пользовавшихся тем обстоятельством, что на билетах в тот период по-прежнему не проставлялась цена.

Отличие этих “троллейбусов-такси” от обычных вначале заключалось лишь в том, что на окнах машин появились новенькие солнцезащитные шторки, водителям дозволялось останавливаться через 2-3 остановки или по требованию пассажиров в удобных для них местах по ходу движения на маршруте. Зато плата за проезд с такого рода псевдоуслугой для пассажиров поднялась в полтора раза и вместо 20 составила 50 копеек. Льготным категориям пассажиров в нарушение принятого в Украине законодательства бесплатный путь в салон был закрыт. Об этом недвусмысленно уведомляла еще одна увесистая табличка, которая, как правило, распологалась на переднем лобовом стекле машин, справа от водителя. Особый сюрприз ожидал пассажиров, купивших с предоплатой проездные на текущий месяц – их проезд в таких троллейбусах с “легкой руки” транспортников подлежал отдельной оплате и в полном размере – за 50 копеек. И еще.

Не удивительно, что “медвежья” услуга хитромудрых чиновников, стремившихся таким оригинальным способом сделать проезд на городском транспорте рентабельным, вызвала бурю негодования пассажиров. С первых дней нововедения начались конфликты с кондукторами, нередко заканчивавшиеся плачевно прежде всего для работников транспорта. Доходило не только до рукоприкладства, но, в отдельных случаях, и до выброса кондукторов из движущихся на полном ходу троллейбусов. Появились транспортники, отказывающиеся от работы на таких маршрутах.

Но наш, в целом законопослушный гражданин, вскоре почти смирился с новыми сюрпризами нелегкой постперестроечной доли, взамен предложив “свои правила игры”. Спустя несколько недель, троллейбусы-такси практически превратились в полупустой-полуэлитный транспорт. Оснавная масса пассажиров стала скромно пропускать “марштуты со шторками”. А на обычные маршруты наваливалась всем миром. Графики движения самого популярного общественного транспорта в Днепропетровске затрещали… К тому же старенькие троллейбусы стали один за другим выходить из строя. А новенькие, “с иголочки”, троллейбусы-такси”, осуществляющие движение по тем же троллеям, вынужденно плелись в хвосте перекосившихся и еле ползущих развалюх. Скандал, казалось бы. напрашивался сам собой. И участь эксперимента была обречена.

Но контролирующие инстанции замерли, не подавая признаков “жизни”. Ложная чиновничья заинтересованность в пополнении отощавшего бюджета явно давлела над ведомствами. Все ждали, что ситуация разрешится сама собой.

Лишь общественные организации, в числе которых решающую скрипку сыграли требования Днепропетровской ассоциации потребителей, заявленные в органы исполнительной государственной власти, региональные антимонопольное и по защите прав потребителей управления, средства массовой информации, в конечном счете переломили ситуацию в пользу интересов пассажиров и торжества законности.

Первая попытка транспортников тогда провалилась спустя полтора месяца. Но соблазн взять свое во чтобы то ни стало не давал покоя “горячим” головам из органов местного самоуправления. Не случайно Решение Исполкома Днепропетровского горсовета от 20.06.96 г. тогда так и не было официально отменено. Его исполнение по чьему-то устному распоряжению попросту приостановили. А в апреле следующего, 1997 года, несколько реформировав “правила игры” уже на уровне приказа № 38 от 04.02.97 г. по транспортному предприятию, повторно пустили в погоню за тощими кошельками потребителей города. И страсти вокруг “троллейбусов-такси” закипели с новой силой. Активисты ассоциации потребителей подняли на ноги общественность города, контролирующие органы, властные структуры. Но даже Распоряжение Днепропетровского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины от 13.05.97 г. за № 16/102-3 “О прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены решения Днепропетровского горисполкома от 20.06.96 г. № 918 “Об организации работы троллейбусов в режиме маршрутного такси" почти месяц власти попросту игнорировали.

Ситуацию удалось переломить, когда одновременно в два районных суда города – Кировский и Жовтневый – поступили исковые заявления к предприятию “Днепрогорэлектротранс” и высшим должностным лицам предприятия и горисполкома от Днепропетровской ассоциации потребителей в интересах неопределенного круга потребителей и активистов общественной организации в защиту своих законных потребительских прав. 27 мая 1997 года, руководствуясь ст. 248-2 Гражданского кодекса Украины судья Жовтневого районного суда г. Днепропетровска Баранник А.П. направил в адрес руководства транспортного предприятия прецедентное на тот период уведомление о судебном приостановлении исполнения обжалуемого Приказа № 38 от 04.02.97 г. по ДГКП “Днепрогорэлектротранс” и одновременном приостановлении выпуска “толлейбусов-такси” и взимания повышенной оплаты за проезд в них. До окончания разбирательства дела по существу заявленных требований в суде.

А требования эти были не только законными и, вне сомнения, подлежащими удовлетворению, но и с достаточно щекотливыми для ответчиков последствиями. К примеру, признать действия директора предприятия и заместителя председателя горисполкома при исполнении ими управленческих функций противозаконными в отношении неопределенного круга лиц, подвергнув данных руководителей денежному взысканию и временному отстранению от долности; обязать нарушителей прав потребителей транспортных услуг довести решение суда до пострадавших граждан через средства массовой информации и принять меры к ознакомлению пассажиров с правилами перевозки в общественном транспорте в каждом транспортном средстве.

Судя по всему, подобная перспектива не вызвала энтузиазма в эшелонах местной власти и 06.06.97 г. за № 813 появилось Решение исполкома Днепропетровского горсовета об отмене собственного решения от 20.06.96 г. № 918 “Об организации работы троллейбусов в режиме маршрутных такси”. При этом из двух “зол” выбрать меньшее.

Об уведомлении суда о судебном приостановлении исполнения обжалуемого решения исполкома и последовавшего приказа по коммунальному предприятию попросту умолчали. И скромно сослались лишь на распоряжение Антимонопольного комитета месячной давности.

Но суть дела от того не изменилась. Именно настойчивость, принципиальность и последовательность позиции, занятой общественной организацией, в конечном счете привела к торжеству потребительского права над ведомственным произволом. И даже естественная “лояльность” и нерешительность контролирующих организаций в делах, связанных с интересами государственных и местных органов, по большому счету была компенсирована бескомпромиссной активностью, законодательно наделенной в общественных интересах соответствующими полномочиями общественной организации.

В 2000 году в том же порядке, под воздействием общественности удалось сдержать повышение цен на месячные проездные в целом на электротранспорте Днепропетровска.


Статті, надані організацією

Акції на захист інтересів невизначеного кола споживачів

В соответствии с Решением Исполкома Днепропетровского горсовета от 20.06.96 г. № 918 «Об организации работы троллейбусов в режиме маршрутного такси» в начале августа 1996 года (время введения гривны) городское коммунальное предприятие «Днепрогорэлектротранс» 10 процентов подвижного состава троллейбусного парка официально «выпустило» на улицы Днепропетровска для работы в режиме «троллейбусов-такси».

Должны ли мы оплачивать отопление остекленных, но неотапливаемых веранд в квартире?

Отримуємо рахунки на оплату опалення веранди, яка застеклена, але не опалюється ...

Если вас не удовлетворяет качество жилищно-коммунальных услуг

Местные государственные администрации или органы местного самоуправления (в случае аварий, ограничения топливно-энергетических водных ресурсов) могут ограничить степень нагревания воды, установить режим подачи горячей воды по графику или отключить централизованное горячее водоснабжение, ограничить холодное водоснабжение, уменьшить нормативную температуру воздуха в жилых помещениях жилых домов для обеспечения населения водо-,теплоснабжением и водоотводом на минимальном уровне. Но допускается такое ограничение только на определенный срок (авария, профилактический ремонт), а не на длительное время.

Захист інтересів невизначеного кола споживачів у сфері послуг зв’язку

Дело, закончившееся слушанием (и победой!) в Кировском районном суде города Днепропетровска, до банальности обычное для общественной правозащитной организации "Днепропетровская областная ассоциация потребителей". Правозащитники организации представляли в суде интересы обратившейся гражданки К. и других потребителей, вынужденных терпеть неуважение к свои правам со стороны ведомства-монополиста "Укртелеком".