• Euro Ncap
  • Спілка об’єднань громадян «Всеукраїнська Федерація Споживачів «ПУЛЬС»

Быстрая еда, уличная еда (Junk food)

  • Junk food – глобальное понятие, с которым наши потребители практически не знакомы. В понятие junk food входят и понятие fast food («быстрая еда»), и street food («уличная еда»). К таким продуктам относятся чипсы, хот-доги, шоколадные батончики, которые легко утоляют голод, но столь же стремительно приводят к ожирению, диабету, заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Основная целевая аудитория этих продуктов – дети и подростки. В переводе с английского junk food – «помойная еда». Таким нелестным названием эти продукты назвали американские члены Всемирной организации потребителей (Consumer International). Важным выделять в проблематике последствия употребления нездоровой пищи и чрезмерно агрессивной рекламы такой продукции.

    Реклама утверждает, что есть «мусорную еду» – здорово, модно и стильно! Производители чипсов, как и других «нездоровых» продуктов – газировки, сухариков – придумывают новые способы продвижения своих товаров на рынок: вкладывают в красочные упаковки игрушки, брелоки, фишки, постоянно объявляют акции, предлагающие выиграть велосипед или мобильный телефон. Однако замалчивают негативные последствия употребления «мусорной» еды, а то, что зачастую связывают ее со здоровым образом жизни или высоким социальным статусом – так это от лукавого! Наша молодежь, к большому сожалению, слепо верит такой рекламе.

    На проблему junk food я бы смотрела более широко, чем просто производство «крекеров», «чипсов» и другой подобной снеди. Добавки, которые используются в них, призваны вызывать у потребителя ощущение вкусовой, ароматической привлекательности. Эти продукты могут быть произведены вполне в соответствии с нормативными требованиями, но маленький нюанс – какие ТУ положены в основу производства этих продуктов? В обществе произошла революция пищевого производства, но, боюсь, во многом не во благо нам всем. Раньше мы могли на пальцах пересчитать отрасли пищевой промышленности, где применяли западные, нетрадиционные для нас технологии производства. Мы не имели достаточного экспортно-импортного баланса. Теперь в большинстве своем западные технологии сознательно экстраполированы на наш рынок. Сегодня за рубежом наблюдается откровенное перепроизводство пищевых добавок, и вот они хлынули бурным потоком в Украину. Не надо выдавать за передовой опыт то, от чего во всем мире пытаются убежать. Сейчас технологам не нужно изучать по монографиям, как сформировать колбасный фарш, достаточно уметь распознавать и отличать добавки одной фирмы от добавок другой фирмы и знать, в какую колбасу какая добавка используется. Сегодня в цехах по производству колбас стоят огромные мешки с маркировкой: «Колбаса «Докторская», «Любительская» и так далее. Современные технологи разучились производить продукты без добавок, а также и без специалистов, умеющих работать с традиционными органическими компонентами.

    Последнее, о чем думают большинство производителей, – это о влиянии их продукции на здоровье потребителя. На первом месте стоит экономическая целесообразность. Когда-то мы хотели жить и питаться, как в развитых странах Запада. Теперь Запад и весь мир хочет питаться так, как традиционно это делали в Украине: понятия «органическая еда», «натуральная еда» не на пустом месте появились. Мы могли бы еще в период подготовки к вступлению в ВТО переориентировать промышленность на создание конкурентоспособного производства натуральной продукции, к тому же это социально значимая проблема. Я уверена, что концепция здорового образа жизни должна создаваться на государственном уровне. Здоровое питание должно стать первой составляющей такой концепции.

    Наталья ПРИТУЛЬСКАЯ,
    Президент ВФП «ПУЛЬС»,
    Проректор Киевского национального торгово-экономического университета

Повернутися до списку

  • Поверніть мої гроші | Верните мои деньги
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Термін зебрігання ПРОДУКТІВ не цікавить любітелів екстремальних відчуттів. | Срок хранения ПРОДУКТОВ не интересует любителей эктремальных ощущений
  • Закон на твоєму боці
  • Закон на твоєму боці
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Закон на твоєму боці
  • Закон на твоєму боці
  • Закон на твоєму боці
  • Навчально-методичний посібник "Основи споживчих знань" | Учебно-методическое пособие "Основы потребительских знаний"