• Спілка об’єднань громадян «Всеукраїнська Федерація Споживачів «ПУЛЬС»

Специи. Как правильно выбрать?

  • Пурдик Владимир Владимирович является экспертом рынка специй. Мы решили поинтересоваться у него состоянием качества специй и приправ, предлагаемых украинскому рынку.

    Корр: Сейчас на украинском рынке специй и приправ существует множество марок и производителей. Как рядовому покупателю определиться с выбором? Как специи различаются по качеству?

    Это вопрос больше пространный, чем простой или сложный. Дело в том, что свойства специй проявляются опосредовано. Мы добавляем их в пищу, а пищу в свою очередь подвергаем термообработке. Поэтому тяжело определить - это хороший продукт или нет, держа пакет специй в руках. Остановлюсь на некоторых моментах.

    Хорошие специи, как правило, не содержат вредных добавок. Смотрите на состав – если в списке ингредиентов есть Е- добавки, то это продукт для армии или дешёвых кафе. Он обязательно улучшит вкус некачественной пищи. Но нужен ли он Вашей семье? В составе большинства приправ должно быть 15-17 и более 20-ти компонентов, включая редкие специи и травы. Тогда состав сбалансирован, рецептура проработана и Вас ждёт вкусное и полезное блюдо.

    Есть производители, которые используют 10-15 компонентов, примитивно чередуя эти одни и те же  компоненты в совершенно разных приправах, порой в недопустимых, с точки зрения специалиста, пропорциях. Или во все приправы добавляют кориандр и томатный порошок. У покупателя рождается иллюзия качества в псевдо символах: запаха (кориандр) и яркого цвета (томатный порошок).

    Такой приправой, конечно, не испортишь пельмени, но сложные блюда по рецепту или блюда высокой кухни, которые хорошие хозяйки имитируют в домашних условиях, у Вас не получатся. Баланс вкусов и ингредиентов – это главный секрет бренда, автора и технолога. 

    С точки зрения потребителя разобраться рекомендую так. Если Вы товар определённой марки видите только на базарах, то вряд ли я его порекомендовал бы. Ведь, если недобросовестный производитель, например, в молотый перец кладёт перца всего 10% (остальное: оболочка, молотые листья, стебель, горчичный порошок и т. д.), то у такого производителя одна дорога – на базар. Ведь в сети магазинов его обязательно ждёт скандал. На украинском рынке есть компании, дающие надёжное и постоянное качество специй. Не могу дать прямую рекламу, поэтому помогу только определиться с признаками продукции, которую можно покупать:

    • вы продолжительное время встречаете эти продукты и много лет пользуетесь ими без нареканий;
    • широкое распространение в сетях супермаркетов (ведь сеть не склонна экспериментировать с качеством продуктов);
    • доминирование на полках  супермаркетов, пришедших к нам из Европы (европейские сети не только продают полки, но и хорошо считают (продаваемый продукт нравится покупателю и поэтому размещён в широком ассортименте);
    • ваш личный положительный опыт – хороший аргумент;
    • и главное, наверное, загляните к себе на кухню.

    Ведь не случайно Вы найдёте там пакеты специй определённых марок. Это и есть Ваш выбор или выбор Вашей семьи.

    Корр: Скажите: высокая цена – это признак высокого качества?

    Цена не прямо зависит от качества. Понятно, что более высокая зарплата персонала Евросоюза, расходы на транспорт и таможню дают ложное представление о «высоте ценовой категории» если это импорт. Часто такие же и даже лучшие специи, произведённые в Украине стоят дешевле.

    Корр: Понятно, а что нельзя покупать?

    Если коротко - есть две крайности: серая масса и жёлтый синтетический порошок.

    Корр: Можно подробнее о порошках?  И что можно сказать о вреде глютамата натрия добавляемого в приправы?

    Мне кажется дело не в глютамате натрия, широко применяемого в пищевой промышленности, а в подходах к использованию пищевых добавок.

    Главными модификаторами вкуса и запаха являются химические добавки – глютамат натрия (Е-621), инозиат натрия (Е-631), гуанилат натрия (Е-627).

    Самый распространённый модификатор – глютамат натрия -  это кристаллический бесцветный порошок, который увеличивает чувствительность рецепторов языка на всей его площади, и как бы делает вкус ярче.

    Он химическим путём получен в Японии и, как считается, передаёт «пятый вкус» - «умами».

    На мой взгляд в тех количествах, что глютамат используется в специях, он безопасен. Но опять же – это суждения сегодняшнего дня. Неоднократно мы были свидетелями того как менялась во времени информация про одни и те же вещи. В 19 веке кокаин считался полезным, ещё недавно положительно отзывались о соевых продуктах. Когда то считались актуальными, а теперь, в результате новых исследований уходят из нашей жизни такие процедуры, как скипидарные ванны, колонотерапия, солярий или лечение инфракрасным излучением.

    Ещё я скажу, что многое зависит от уровня так званого «адвокатирования» того или иного проекта. Кто-то может доказать, что очень полезны кофе и шоколад, кто-то расскажет и о пользе сигарет. Очень сильно на сознание давят маркетологи и промоменеджеры. Например, некоторые сети фаст фуда свои продукты называют чуть ли не спортивным питанием. Промышленные йогурты (посмотрите на состав) позиционируются, как детское!!! питание. Я читал, например, что в середине прошлого века сигареты (по моему «Кэмел») продвигали под слоганом – «Большинство врачей курят сигареты «Кэмел»...

    В общем, когда речь идёт о больших деньгах корпораций, разговоры о здоровье становятся неуместными. Так некоторые производители серьёзно злоупотребляют глютаматом, более того смешивают его с инозиатом и гуанилатом, которые в сотни раз ещё более активные.     
    Вот обычная маркетинговая технология транснациональной корпорации: Можно производить не специи, а вкусовые порошки, грубо говоря ароматическую соль. Но при росте сознания потребителей, уже не будут продаваться сухие бульонные кубики. Тогда корпорация производит и продвигает гибрид из «пищевой химии», смеси овощей и специй.

    Состав такого гибрида неизменно начинается словами: соль, сахар, глютамат натрия, продолжается инозиатом натрия, гуанилатом натрия, морковкой и базиликом, и заканчивается растительными жирами, бензоатом натрия и красителями.

    Корр: А люди видят и покупают?

    А куда Вы денетесь? Ведь маркетинговые и PR технологии тесно связаны с технологиями психологического давления. Такой продукт без рекламы не нужен и бесплатно. Корпорация расставляет товар в магазине огромными «пятнами», в которых фигурирует одно два наименования, даёт рекламу на телевидении и Вы обречены стать их клиентом. Теперь Вы покупаете не специи и приправы, а пользуетесь вкусовыми гибридами, засыпая ядовито жёлтый порошок в любое блюдо, независимо от его названия. То есть корпорация привносит технологии и подходы фаст фуда и снеков в технологии и подходы производства приправ, которые призваны улучшать, а не отравлять пищу.

    Приведу такой красноречивый пример:

    Производитель выпускает приправу «Зелень весенняя» с таким составом: сельдерей, укроп, лук, петрушка.

    Еще один производитель выпускает приправу с названием «Весенняя зелень», в составе которой: соль, ароматизатор, глютамат натрия, гуанилат натрия, инозиат натрия, сахар, растительное масло.

    Выбор за покупателем!

    Корр: Извечный вопрос – что делать?


    Покупать специи проверенных марок, которые долгое время подтверждают свою высокую репутацию, внимательно читать этикетку, помнить о происках корпораций, запоминать Ваши впечатления и тогда они будут только положительными.

Повернутися до списку

  • Навчально-методичний посібник "Основи споживчих знань" | Учебно-методическое пособие "Основы потребительских знаний"
  • Закон на твоєму боці
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Поверніть мої гроші | Верните мои деньги
  • Термін зебрігання ПРОДУКТІВ не цікавить любітелів екстремальних відчуттів. | Срок хранения ПРОДУКТОВ не интересует любителей эктремальных ощущений
  • Закон на твоєму боці
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Закон на твоєму боці
  • Закон на твоєму боці
  • Заберіть це назад | Заберите это назад
Бутылку для воды купить смотрите на http://loftshop.com.ua.