• Спілка об’єднань громадян «Всеукраїнська Федерація Споживачів «ПУЛЬС»
  • Наша оцінка

О гражданской позиции и этике отношений

О гражданской позиции и этике отношений

Уважаемые потребители, работники торговли, журналисты!

Информационная жизнь общества очень насыщена, и каждый день приносит много нового. Однако есть информация, которая требует особого внимания и взвешенных оценок, поскольку затрагивает многие болевые точки потребительского рынка. Особенно – рынка услуг, который все еще доставляет потребителям множество неудобств, системных нарушений их законных прав, а также демонстрирует отсутствие надлежащего реагирования со стороны государственных органов.

В данном случае речь пойдет о публикации «Рейды по супермаркетам: мрак горловского «Фокстрота».

Статья посвящена конкретным событиям, которые можно было бы отнести к общественному контролю в сфере торговли с элементами журналистского анализа, но… смущает стиль общения автора с широкой аудиторией. Можно понять повышенные эмоции человека, столкнувшегося с сознательными нарушениями законов со стороны организаторов торгового процесса в некоторых сетевых супермаркетах, но нельзя согласиться с вовлечением широкого круга читателей и потребителей информации в низкопробную трактовку описываемых ситуаций с использованием таких слов и выражений, за которые в приличном обществе не пожмут руку.

К теме описываемых нарушений в торговых заведениях вернемся чуть позже, а пока остановимся на практике работы отдельных журналистов, которых, к сожалению, не так мало, а тень их деятельности падает на средства массовой информации в целом. Господа журналисты, настало время предъявить более строгие требования к представителям журналистского цеха, которые не придерживаются норм этики, не ценят разнообразие и красоту родного языка, не уважают своих читателей и, в конце концов, не уважают сами себя и свою профессию. Удивляет и невероятный уровень лояльности руководителей издательств и изданий по отношению к тем журналистам, которые позволяют себе непрофессиональные действия, оскорбляют читательскую аудиторию (потребителей своей информации) нелитературными приемами, непониманием своей общественной миссии, когда слово способно врачевать, но может и калечить. Грубый и малокультурный язык оскорбляет слух многих, но особую опасность несет для психики и мировоззрения неокрепшей молодежи, часть которой принимает такой стиль общения за чистую монету. Упадок общей социальной культуры в Украине очевиден, у этой проблемы много причин, но непрофессионализм многих журналистов – одна их них. Даже если гражданская позиция автора правильна, он остается представителем литературного жанра, а это обязывает.

Обратимся к сути публикации. Несмотря на стиль подачи информации, поднимаемые вопросы выходят за рамки отдельно взятого супермаркета и вскрывают остроболевые места в отечественной торговле.

Службы охраны торговых предприятий. Сколько написано о ненадлежащей организации этих служб, неподготовленности к такой работе ее представителей, непонимании своей роли и неумении общаться с потребителями, посетителями торговых заведений. Корень зла во многом кроется в позиции руководителей торгового процесса и заведений. Грустная практика, свидетельствующая о недооценке руководителями предприятий важности вопроса и потребностей потребителей, приводит к высокой плате общества за самоуверенность и безответственность «начальников от торговли». Стрессовые ситуации, громкие и многочисленные конфликты между охранниками (или так называемыми охранниками) и потребителями, травмы и унижения, и даже человеческие жизни – такова цена неуважения организаторов торговли к ЗАКОНУ и человеческому достоинству.

Представители Всеукраинской федерации потребителей «ПУЛЬС» неоднократно выступали с предложениями в адрес соответствующих органов власти законодательно урегулировать права и обязанности представителей охранных служб по отношению к потребителям, обязать торговые предприятия размещать в Уголке потребителя информацию о правилах работы таких служб, а также контактные данные их руководителей. К сожалению, голос потребителя редко долетает до владельцев высоких кабинетов, а позиция общественных организаций потребителей игнорируется. И это дает основания к тому, что отечественный потребительский рынок народ именует «диким», а специалисты – нецивилизованным.

Нельзя не согласиться с автором статьи, что существует большая разница между охранными агентствами и псевдоохранными службами. Наличие лицензий у служб охраны, уровень подготовки кадров, неукоснительное соблюдение законодательных норм, ответственность нарушителей – организации потребителей не оставят без внимания эти вопросы. А главное, что должно требовать общество от сферы торговли и сферы обслуживания в целом – службы охраны должны обеспечивать БЕЗОПАСНОСТЬ людей, а не вступать в пререкания с покупателями по поводу недостоверных товарных ценников, угрожать физической силой и подыгрывать недобросовестным продавцам, защищая честь общего мундира.

О запрете фотосъемок в торговых залах супермаркетов бытовой техники. Эта «традиция» хозяев супермаркетов много лет будоражит общественность, провоцирует конфликты между покупателями и продавцами. Потребители не понимают: во всех подземных переходах им суют в руки рекламные листы с фотографиями и ценами товаров техно-супермаркетов, зазывают сделать покупки, но не позволяют снять на телефонную камеру образцы, например, чехлов для фотоаппаратов, если человек хочет посоветоваться о выборе товара с членами семьи или друзьями.

Каких только объяснений не услышишь от работников таких супермаркетов на логичный вопрос: ПОЧЕМУ? Приводим наиболее распространенные. Раскладка товара – это ноу-хау и интеллектуальная собственность магазина (!?), служба безопасности запрещает (!?) фотосъемку, не положено (!!) и нечего задавать глупые вопросы (!?), действуют внутренние корпоративные стандарты (отменяющие законы?), не нравится – до свидания (это уже классика из уст нерадивых торговцев и других представителей «сервиса») и подобное в том же роде.

При этом на сайтах Интернет магазинов представлены фотообразцы бытовой техники и их моделей и модификаций, цены и пояснения. Так отчего в стационарных супермаркетах на человека с телефоном в руках устремляются продавцы, не стесняясь в угрозах? Корпоративные «правила» не могут отменить законное право любого заинтересованного человека на информацию, причем не только достоверную, но полную и своевременную. В отношении бытовой техники, как правило, дорогостоящей, многофункциональной и довольно сложной для принятия решения о покупке с точки зрения многих потенциальных покупателей, понятие полной и своевременной информации основывается также на внешнем виде изделия, его особенностях в сравнении с аналогами и т.д. Фотосъемка способна помочь покупателям обдумать свой выбор, посоветоваться, но какую опасность представляет фотосъемка для торгового предприятия – остается загадкой. Кроме того, любые ограничения в доступе потребителей к информации должны устанавливаться законом, а не правилами торгового начальства. Товары, находящиеся в публичных местах, каковыми являются торговые помещения, не могут составлять коммерческую тайну предприятия. Интересы потребителей – вот что должно быть приоритетом для организаторов торговли. Потребители – ваши главные инвесторы, господа продавцы. Именно поэтому во всех развитых странах мира признают: потребитель – король рынка, для него производят и продают товары, оказывают услуги, стремясь при этом окружить потенциального покупателя вниманием и радушием. Почему же в Украине с таким трудом приживается понимание, что покупатель кормит торговлю, а торговля для того и существует, чтобы привлекать потребителя и удовлетворять его покупательные потребности. И уж никак не отпугивать своими «правилами» и «вражескими установками». Непрофессионально и незаконно, господа! И не только в супермаркетах бытовой техники.

Книга отзывов и предложений (в народе – Книга жалоб). И на эту тему написано очень много. Однако практика прятать такие Книги в сейф, под потолок, в кабинете администратора удивительно живуча. Правда, даже там, где Книга, казалось бы, доступна, рядом не окажется ручки и/или стола, чтобы потребителю было удобно оставить запись. Да и что такое – удобство для потребителя? Смешно, право, особенно если недовольный потребитель желает оставить жалобу или замечание. На оборотной странице Книги в ответ на такие записи обиженных покупателей администраторы цинично сообщают: «Спасибо, мы учтем». И волки сыты, и овцы целы – народная мудрость не зря живет в веках.

Некоторые выводы. Как видим, автор поднимает вопросы не новые, но от этого не менее болезненные. И словно говорит: не проходите мимо! Нарушители прав потребителей должны отвечать по всей строгости закона. А потребители должны требовать уважения и соблюдения своих законных прав, проявлять активность – в рыночной экономике это самый действенный механизм влияния на недобросовестный бизнес. При этом будем помнить, этика отношений только укрепляет наши позиции.

Наталия Бородачева,
Вице-президент Всеукраинской федерации потребителей «ПУЛЬС»
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Заберіть це назад | Заберите это назад
  • Закон на твоєму боці
  • Закон на твоєму боці
  • Поверніть мої гроші | Верните мои деньги
  • Щось не так? Спитай у продавця, що саме! | Что-то не так? Спроси у продавца что именно!
  • Навчально-методичний посібник "Основи споживчих знань" | Учебно-методическое пособие "Основы потребительских знаний"
  • Закон на твоєму боці
  • Термін зебрігання ПРОДУКТІВ не цікавить любітелів екстремальних відчуттів. | Срок хранения ПРОДУКТОВ не интересует любителей эктремальных ощущений
  • Закон на твоєму боці
Современные блоги на http://sovrnovosti.com/blog . водонепроницаемые наматрасники в интернет магазине